Советы
и рекомендации логопеда - родителям на летний период
Наконец-то настало
долгожданное лето. Какое же интересное и увлекательное времяпровождение
придумать для ребенка? Ведь летние каникулы это не только самое любимое время
года для наших малышей, но и самое подходящее время для того, чтобы накопить
положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Для того чтобы наша с Вами
совместная работа за лето не пропала, предлагаю Вам упражнения, которые можно
выполнять не только дома, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки,
поход по магазинам и т.д.
Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.
1.Самые
простейшие развлечения, такие как: обдувание одуванчиков; пускание мыльных
пузырей; надувание воздушных шариков; ныряние в воду; игра на музыкальных
инструментах (дудках, трубах, флейтах, губных гармошках) - помогут вашему
ребёнку развить правильное речевое дыхание.
2.А
вот такие задания как: перебирание круп (ракушек, камешков) ; плетение
веночков; собирание бус, раскрашивание, штриховка, обводка по контуру,
рисование по клеточкам, лепка из теста, пластилина, глины; игры с песком,
вырезание ножницами разные фигуры, выполнение аппликации, расстегивайте –
застегивайте пуговицы, застежки-молнии, шнуровать и завязывать бантики – всё
это развивает мелкую моторику рук, а она играет важную роль как для общего так
и для речевого развития ребенка.
3.Упражнения для
автоматизации звуков
Следите
за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения. Поправляйте
речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово
правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!
4.Упражнения для
развития фонематических процессов
-
Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков
в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)
-Придумывание
слов с определённым количеством звуков.
-Узнавание
слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое
слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).
-Образование
новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову
«рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя,
Поля).
-Повтори
за взрослым «слоговые дорожки», например: са-су-сы; то-та-тэту; ша-шу-ша-ши;
па-па-ба; ко-го-ко; ала-оло-улу; эла-эло-элы и т.д.
-Полезно
вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса
птиц, звуки ветра, дождя, грома, града и т.д. Это развивает слуховое внимание и
т.д. Упражнения для развития слоговой структуры слова (слогового анализа и
синтеза) - Определение количества слогов в слове и их последовательности.
(Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)
5.Упражнения для
формирования правильного грамматического строя речи
-Упражнения
на обучение изменять слова по числам, падежам - (один сад, а много сады, гулял
где? за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна
конфета – а шесть … и т.д.)
-Упражнения
на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т.
д.):
-
Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая
куколка, а большая …,
-
Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль
…
-
Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи
- …, у овцы - … и т.д.
-
Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и
т.д.
-
У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
-
Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
-Поиграть
в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и
вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка
большой на ёлке растёт»)
6.Упражнения на
расширение словарного запаса ребёнка
-
Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок.
Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко
встречающиеся, новые слова.
Сочиняйте
стихи, рифмы. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
Игра
в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают
транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму,
весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
Объяснять
переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память,
голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.
7.Упражнения на
развитие связной речи
Необходимо
учить ребёнка давать полный ответ на вопрос. Вызывать у него желание о чем-то
рассказывать. Расспрашивайте о важных для него событиях. Внимательно слушайте
ребёнка и направляйте его полный, расширенный рассказ путём вопросов по
содержанию. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда
давайте возможность выговориться.
Упражнения
для формирования связной речи:
-
Описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй
и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте
предложений по заданным словам и т.д.
А самое главное, где бы не проходил ваш летний отдых, уделяйте больше времени ребёнку, используйте каждую минуту, когда вы вместе. Общайтесь, играйте, учите, рассказывайте, спрашивайте, а не просто будьте рядом. Принимая к сведению эти рекомендации, сами фантазируйте, исходя из ситуации. И тогда плоды своего труда вы непременно увидите.
И самый настоятельный
совет: Ваши дети получали логопедическую коррекцию.
Возможно, у них остались проблемы со звукопроизношением. Старайтесь закрепить
нужный звук в речи. Проговаривайте с трудным звуком слова, предложения, учите
стихи, тексты на этот звук. Обязательно поправляйте ребёнка, когда он говорит
неправильно. Чтобы не получилось, что работу над «дефектным» звуком надо
начинать с нуля.
Выполнение всех этих
рекомендаций – принесет большой вклад в работу по формированию правильной и
красивой речи, а это залог будущего успешного обучения в детском саду, и в
школе.
Желаю вам приятного
отдыха и огромных успехов!
Комментариев нет:
Отправить комментарий