Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
1.Рассмотреть
вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями
перелетных птиц (грач, ласточка, аист, кукушка, соловей, скворец). Объяснить,
почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие
«перелетные птицы».
2.Покажи
по картинкам и назови части тела перелетных птиц
(лапы, шею, голову, клюв, хвост и т.д.). Чем покрыто тело птиц?
3.Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.
Аист большой, а соловей .... Аист белый, а грач ....
У аиста длинная шея, а у кукушки .... У
соловья серая грудка, а у ласточки ....
4. Упражнение
«Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и назови как
можно больше слов-признаков и слов-действий).
Кукушка (какая?)
пестрая,...., Грач черный,...,
Аист
важный ,
Ласточка быстрокрылая, ... .
Перелетные птицы весной (что делают?)... .
Перелетные птицы осенью (что делают?)... .
5. Упражнение «Скажи
одним словом»: Закончи предложения по образцу.
У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.
У соловья звонкий голос,
поэтому его называют ... (звонкоголосым).
У ласточки хвост длинный,
поэтому ее называют ... (длиннохвостой).
6. Упражнение «Назови ласково»
Птенец — птенчик, перо —
перышко, голова —головушка,
соловей — соловушка, шея —
шейка, крыло — крылышко,
скворец — скворушка, гусь
— гусенок, утка — уточка,
лебедь — лебедушка, гнездо — гнездышко,журавль
— журавушка,
аист — аистенок;
7. Упражнение «Назови детеныша»
Грач — грачонок — грачата,
аист — аистенок — аистята,
стриж — стриженок — стрижата,
журавль — журавленок — журавлята,
кукушка — кукушонок — кукушата,
лебедь — лебеденок — лебедята,
скворец — скворчонок — скворчата,
утка — утенок — утята,
гусь — гусенок — гусята.
8. Упражнение «Скажи,
какая стая?»
Клин лебедей — лебединый, караван
журавлей — ... ,
стая уток — ... , ... грачей — ...
, ... соловьев — ... .
9.
Упражнение «Один — много»
Грач — грачи — много
грачей; птица — птицы — много птиц,
стриж — стрижи —
много стрижей, аист — аисты — много аистов,
жаворонок — жаворонки — много
жаворонков, гусь — гуси — много гусей,
скворец — скворцы —
скворцов, утка — утки — много уток,
трясогузка — трясогузки —
трясогузок, лебедь — лебеди — много лебедей,
журавль — журавли — много
журавлей, гнездо — гнезда — много гнезд,
селезень — селезни —
селезней, ласточка — ласточки — много ласточек,
соловей — соловьи — много
соловьев, яйцо – яйца – много яиц,
кукушка — кукушки — много
кукушек, птенец – птенцы – много птенцов;
10. Игра «Четвертый
лишний»
Утка,
скворец, воробей, журавль (воробей);
ворона,
скворец, голубь, воробей (скворец);
ласточка,
кукушка, соловей, синица (кукушка);
петух,
индюк, курица, ворона (ворона);
журавль,
аист, цапля, индюк(грач); цапля, курица, индюк, гусь (цапля);
Стихи для чтения и заучивания наизусть
«Сельская песенка»
Травка
зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам
летит.
С нею солнце краше и весна
милей...
Прощебечь с дороги нам привет
скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню
спой,
Что из стран далеких принесла с
собой. (А. Плещеев)
«Грачи»
На этой неделе грачи прилетели.
Хоть трудна была дорога,
Старший грач прикрикнул строго:
"За работу! Дела много!
Помни сам, других учи,
Да по-настоящему:
Наши черные грачи -
Птицы работящие".
Текст для пересказа
ЛАСТОЧКА.
Ласточка-мама
учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький.
Он
неумело и беспомощно махал слабенькими крылышками.
Не
удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал
неподвижно и жалобно пищал.
Ласточка-мама
очень встревожилась. Она кружила над птенчиком, громко кричала и не знала, как
ему помочь.
Птенчика
подобрала девочка и положила в деревянную коробочку.
А
коробочку с птенчиком поставила на дерево.
Ласточка
заботилась о своём птенчике. Она ежедневно приносила ему пищу, кормила его.
Птенчик
начал быстро поправляться и уже весело щебетал и бодро махал окрепшими
крылышками.
Старый
рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался, залез на дерево и был
уже у самой коробочки.
Но
в это время ласточка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом
кота.
Кот
бросился за ней, но ласточка проворно увернулась, а кот промахнулся и со всего
размаха хлопнулся на землю. Вскоре птенчик совсем выздоровел и ласточка с
радостным щебетанием увела его в родное гнездо под соседней крышей.
1.
Ответить на вопросы:
Какое
несчастье случилось с птенчиком?
Когда
случилось несчастье?
Почему
оно случилось?
Кто
спас птенчика?
Что
задумал рыжий кот?
Как
ласточка-мама защитила своего птенчика?
Как
она заботилась о своём птенчике?
Чем
закончилась эта история?
1. Расскажите детям о перелетных птицах. Перелетные
птицы - это те птицы, которые поздней осенью и зимой не находят для себя корма
и улетают в теплые края, где много корма.
Улетают от нас насекомоядные, болотные и водоплавающие птицы. А почему?
Скворец, грач, кукушка и другие насекомоядные птицы питаются насекомыми. Осенью
насекомые прячутся в кору деревьев, зарываются в землю, находят укромные
местечки и там зимуют. Птицы не могут отыскать насекомых, им становятся
голодно, холодно; они улетают. Болотные и водоплавающие птицы питаются мелкими
рыбками, лягушками, водными насекомыми. Осенью холодно - лягушки и водные
насекомые впадают в спячку. Зимой вода превращается в лед - до рыбешек птицам
не добраться. Аисты улетают вереницей - верёвочкой. Шеренгой, прямым фронтом
или поперечным рядом летят цапли, утки. Углом, или клином, летят гуси, журавли,
лебеди и другие крупные птицы. Гуси чаще всего летят косяком Ласточки и скворцы
улетают стаей. Скученной стаей летят дрозды и другие мелкие птицы. А кукушки
улетают поодиночке. А весной, когда
станет тепло и появятся насекомые, перелётные птицы возвратятся к нам обратно.