понедельник, 11 октября 2021 г.

Я-человек. Части тела.

 

Лексическая тема: Я - человек. Части тела и лица.

Родителям рекомендуется:

Рассмотреть с ребенком картинки с изображением человека, уметь показывать и называть части тела человека (голова, руки, ноги, живот, спина, шея, ступня, пятка, колени, локти, плечи, грудь, туловище) и лица (глаза, брови, ресницы, нос, рот, губы, зубы, щеки, уши, подбородок, лоб, виски) со словами »мой», «моя», «мои».

Выполнить с ребенком следующие упражнения и игры:

1. Упражнение «Покажи и назови».

Ребенок должен уметь показывать и называть части тела и лица:

голова, туловище, руки, ноги, уши, глаза, рот, нос, брови, плечи, локти, колени и т.д.

2.Игра «Назови ласково».

Ножа-ножка, рука-ручка, живот-…, спина-спинка…, палец-… и т.д.

3.Игра с мячом «Один-много». Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных.

Рука-руки …           Голова-…

Нога-… нос-…       Ухо-… спина-…

Глаз- … язык-…     Шея- … живот-…

4. Игра «Я начну, а ты закончи» (расширение глагольного словаря по теме «Части тела»)

Головой мы (что делаем?) – думаем, качаем….

Ушами- …       ртом-…

Глазами-…      руками-…

Носом-…         ногами-…

5. Игра «Зарядка» (Координация речи с движением)

Мы на месте покружились (поворот туловища вокруг себя)

И на миг остановились (стоит на месте)

Мы ногами топ, топ (топает ногами)

Мы руками хлоп, хлоп (хлопает руками)

Мы глазами миг, миг (показывает руками на глаза и моргает)

Плечиками чик, чик (поднимает поочередно плечи)

Раз, два, раз, два (поднимает и опускает руки вверх)

Заниматься нам пора (разводит руки в стороны и наклоняется вперед).

 

 

Артикуляционная гимнастика дома

 

Артикуляционная гимнастика дома

Большинство детей дошкольного возраста имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков. Это обусловлено тем, что у детей данного возраста ещё недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппарат. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата слабые и нетренированные. Всё это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка недостаточно чёткие и согласованные.

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо проводить артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика – основной фундамент при подготовке к постановке звуков.

Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия:

• улучшают кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;

• улучшают подвижность органов речевого аппарата;

• укрепляют мышечную систему языка, губ, щек;

• учат ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

• увеличивают амплитуду движений;

• уменьшают напряженность артикуляционных органов;

• подготавливают ребенка к правильному произношению звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно 1-2 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз. Проводить лучше в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать.

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Сказка «У бабушки с дедушкой»


Жили были дедушка и бабушка.

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),

С НИМИ ХУДЫЕ  - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ

БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).

БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:

НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).

БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)

И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).

ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),

ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),

ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.

ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),

ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу).

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),

ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).

ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).

ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,

ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).

И УШЛА.

Вот и закончился день пора спать.

Завтра опять будем гулять.