«Готовимся к школе - обучение грамоте детей
6-7лет»
Уважаемые
родители!
Давайте
поговорим о том, как же лучше подготовить детей к овладению грамотой в школе.
Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит
успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в
конечном счете, его благополучие во взрослой жизни.
Грамота
– это умение читать и писать. Сложный процесс освоения грамоты распадается на
несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать
этот сложный процесс более лёгким и успешным, необходимо часть умений
сформировать ещё в детском саду.
Основные
компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:
•
сформированность звуковой стороны речи, т.е. овладение правильным, чётким
произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных);
•
сформированность фонематического слуха, т.е. умение слышать и различать звуки
родного языка;
•
готовность к звуковому анализу и синтезу слов, т.е. умение выделять звуки из
слов, определять место звука в слове, устанавливать последовательность звуков в
слове, иметь представление о том, что такое «звук», «слог», «слово»,
«предложение», что звуки делятся на гласные и согласные, а согласные, в свою
очередь, бывают твердые и мягкие, глухие и звонкие;
•
умение делить слова на слоги;
•
умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой;
•
владение навыками послогового чтения;
•
владение навыками «печатания» букв.
Ещё
в дошкольном детстве детям необходимо усвоить представления о том, что наша речь
состоит из предложений, предложения - из связанных по смыслу слов, слова
состоят из звуков и делятся на части – слоги. Важно, чтобы дошколята хорошо
ориентировались в этих понятиях и не путали их.
С
некоторыми правилами ребят уже можно знакомить перед школой, например, с
правилом определения количества слогов в слове: в слове столько слогов, сколько
в нём гласных звуков. Научить детей определять количество гласных звуков в
слове можно с помощью игры «Назови гласные звуки»: вы чётко произносите слово, а
ребёнок называет вам гласные звуки этого слова в том порядке, в каком они
находятся в слове. Здесь важно помнить, что в словах, которые вы будете
предлагать детям, должны хорошо слышаться все гласные звуки, например: дом,
пила, мышка, автобус, кубик, клубника, осы, вагоны, Буратино.
При
обучении детей чтению важно помнить, что звук и буква – это разные понятия.
Звуки мы используем в устной речи, их мы слышим и произносим. А буквы являются
графическими обозначениями звуков, знаками, которые нужны нам в письменной
речи, то есть для чтения и письма. Часто родители допускают ошибку, обучая
детей побуквенному чтению, в результате чего дошкольники, видя букву,
произносят её название, а не звук: пэ, эр. Это тормозит процесс овладения
детьми навыками осознанного чтения, так как они с трудом вникают в правила
озвучивания букв и буквосочетаний.
Уважаемые
родители! Обучая детей чтению, помните, что называть буквы лучше по их звуковым
обозначениям: [п], [б], [к]…. Это значительно облегчает детям процесс овладения
навыком чтения. И только после того, как ребёнок овладеет чтением, можно
познакомить его с названиями букв. Некоторые ребята испытывают трудности в
овладении чтением потому, что не запоминают буквы.
Для
того чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики
дисграфии и дислексии в школе (дисграфия – нарушение письма, дислексия –
нарушение чтения), предлагаю использовать следующие задания:
-написать
букву в воздухе;
-выложить
печатную букву из карандашей, счётных палочек, ниточек;
-написать
букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
-выложить
букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д.;
-вырезать
из бумаги образ буквы;
-вылепить
из пластилина, теста;
-написать
на плакате букву разных размеров, разного цвета;
-подчеркнуть
нужную букву в тексте.
Хорошим подспорьем в обучении детей чтению
являются кассы букв, разрезная азбука, магнитная азбука и т.п.
Обучение
грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он
будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности.
Успехов
вам в занятиях с вашими детьми!