вторник, 22 августа 2023 г.

Консультация: Читаем детям перед сном

 Читаем детям перед сном

    Повседневная суета современной жизни не всегда позволяет выделить время и почитать перед сном ребенку. А кто-то, по разным причинам, просто не может выбрать, что почитать детям на ночь.

Несомненно, одно из теплых воспоминаний из детства — это как мама читает на ночь детям их любимую книжку. Но все чаще родители ограничиваются простым пожеланием «спокойной ночи» и ставят перед сном спокойную музыку или включают мультики.

А читать перед сном ребенку нужно обязательно! И вот почему:

Чтение детям сказок на ночь развивает воображение, память, внимание, речь. Ни одна современная, навороченная развивающая игрушка не научит тому, чему учат книги и сказки — житейской мудрости. Кроме того, чтение книг в детском возрасте формируют духовный мир маленького человечка, учит быть внимательным к окружающим, оценивать поступки свои и чужие с точки зрения нравственности и морали.

Почему лучше всего читать детям перед сном?

В течение всего дня у родителей полно забот, в том числе о ребенке. Сконцентрировать полностью внимание на детях, побеседовать об их детских делах и переживаниях не получается. Мы постоянно отвлекаемся на внешние обстоятельства, работу, бытовые проблемы. И только перед сном есть возможность расслабиться и посвятить время и все свое внимание детям.

Чтение перед сном ребенку сродни пожеланию спокойной ночи, только более нежное, ласковое, в нем больше любви и внимания, так необходимого современным детям. После или перед чтением вы можете поговорить с ребенком по душам, обсудить выбор книги для чтения перед сном, узнать какие герои сказки ребенку полюбились, а какие, наоборот, не нравятся или вызывают у него непонимание или даже страх.

Что же выбрать для чтения на ночь ребенку?
Какие книги подойдут для чтения перед сном детям разного возраста?

Как правило, выбор падает на сказки, короткие рассказы для детей или детские стихи. Учитывайте, что пожелание спокойной ночи должно усыплять ребенка, а не возбуждать. Поэтому стоит отказаться от произведений с продолжительным и насыщенным сюжетом, их лучше почитать днем. Длинные произведения лучше выбирать для детей постарше и растягивать на несколько вечеров.

Прочитанная перед сном сказка или повествовательная история может влиять на сновидения. Ведь дети очень впечатлительны, часто они ассоциируют героев сказок с собой и знакомыми. На этой особенности детской психики основано направление психологии – сказкотерапия.

Считается, что любимая сказка оказывает колоссальное влияние на становление личности. Например, для воспитания воли, упорства в достижении целей подойдет сказка «Снежная королева», для трудолюбия и оптимистического восприятия мира – «Золушка».

При выборе литературы для чтения на ночь огромное значение имеет возраст ребенка.

Если ребенку еще нет года, то для него верным средством перед сном будут народные и авторские колыбельные, а также спокойные мелодичные детские песенки. Если вы не умеете петь, то можно просто прочитать их наизусть, как стихотворения. Главное, чтобы голос мамы был спокойным и нежным.

Ребенку после 1 года можно читать простые народные сказки про животных с красочными иллюстрациями: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» (про зайчика, лису и петуха).

Частые повторения в этих сказках тренируют память малыша и помогают следить за сюжетом.

В возрасте от 2 лет рекомендуются сказки Корнея Чуковского, В. Сутеева, С. Козлова, короткие и простые стихи про игрушки А. Барто, Б. Заходера.

При выборе печатного издания для маленького ребенка обращайте внимание на картинки, они должны нравиться в первую очередь вам. Картинки должны соответствовать содержанию и быть подробными. А также обращайте внимание на содержание, особенно если вы выбираете книгу с народными сказками. Прочитайте книгу перед покупкой. Текст должен легко читаться, а сама сказка должна быть короткой без лишних персонажей и действий. Уж народные сказки знают все!

В возрасте трех лет начинает активно увеличиваться словарный запас, ребенок уже хорошо запоминает сюжеты прочитанных ему произведений и может их пересказать, иногда на свой лад. Сейчас начинают закладываться первые ростки, которые затем вырастают в крепкую дружбу с книгой.

Выбирая книгу ребенку от 3 до 5 лет, учитывайте его предпочтения. В этом возрасте для чтения можно выбрать народные сказки народов мира, сказки знаменитых сказочников: Г-Х. Андерсена «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Снежная королева», Ш. Перро «Спящая красавица»,  «Мальчик-с-пальчик»,  «Кот в сапогах», «Красная шапочка» и др.,  Т. Янсон «Приключения Мумми-троллей»,  П. Бажов «Серебряное копытце»,  А. Аксаков  «Аленький цветочек», А. Толстой «Приключения Буратино», В. Бианки «Рассказы и сказки о животных», Сказки Братьев Гримм, Р. Киплинга, Н. Носова, Э. Успенского и т.д., Сказки и стихи поэтов А. Пушкина, С. Маршака, С. Михалкова, Ю. Мориц, И. Токмаковой и других.

Дети в возрасте 6, 7 лет — будущие или уже школьники, скорее всего, умеют читать сами. Но не стоит прекращать традицию чтения перед сном! Ведь это не просто чтение на ночь ребенку, а возможность пообщаться с ним наедине.

Если ваш ребенок читает сам, то можно читать с ним по- очереди,  давая ему возможность почувствовать себя взрослым, как мама.

Выбор литературы для этого возраста более сложный и серьезный.

Вот наши рекомендации:

·        А. Волков «Волшебник изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»,

·        М. Бонд «Медвежонок по имени Паддингтон»,

·        В. Драгунский «Денискины рассказы»,

·        Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»,

·        О. Кургузов «По следам почемучки»,

·        Л. Барри «Питер Пен и Венди»,

·        В. Катаев «Цветик - семицветик»,

·        А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»,

·        А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»,

·        Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»,

·        Л. Баум «Волшебник страны Оз»


и другие не менее популярные произведения для детей.

Сохраняйте традицию чтения ребенку перед сном как можно дольше. Она не только продлит счастливые минуты детства вашему ребенку и подарит теплые воспоминания, но и даст чувство защищенности и уверенности, так ему необходимое.

Логопедические игры с мамой

 

«Логопедические игры с мамой»

 


     Цель: оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических игр в домашних условиях

      Задачи:

  - активизировать знания родителей о значимости логопедических игр в домашних условиях;

 - сформировать представление о разнообразии логопедических игр и правильной их организации в домашних условиях;

 - обучать использованию;

 - формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;

      Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

      Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

      Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ. языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

      Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

      1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.

      2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

      3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

      4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

       5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома

      1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

      2. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

      3. Покажите правильное выполнение упражнения.

      4. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.

      5. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

    

Поставьте дома перед собой зеркало, и  вы сможете познакомить ребенка с органами артикуляции в сопровождении веселого стихотворения:

     Мама читает стихотворение, ребенок рассматривает свои органы артикуляции и выполняют действия по тексту.

«Сказочка - указочка»  (Крупенчук О.И., Воробьева Т.А.)

Покажи, моя рука: 

Это — правая щека, 

Это — левая щека.

Здравствуй, верхняя губа,

Здравствуй, нижняя губа,

Ты не меньше мне люба!

Есть у губ одна черта — 

В них улыбка заперта:

Вправо — правый угол рта, 

Влево — левый угол рта.

Подбородок тянем вниз, 

Чтобы с челюстью отвис.

Там — к прогулкам не привык —

Робко прячется язык.

Нёбо вместо потолка 

Есть во рту у языка.

А когда открылся рот,

Язычок пошёл вперёд.

Интересная картинка:

Есть и кончик, есть и спинка, 

Боковые есть края — 

Всё про ротик знаю я!

 

Порядок выполнения артикуляционных упражнений.

     Упражнения: "Улыбочка", "Дудочка", «Катание шарика», «Иголочка», «Зайчик смотрит в окошко», «Чашечка», «Язычок на прогулке», «Пароход гудит», «Маляр». "Красим потолок", «Парус». «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Покусывание кончика языка», «Дятел». «Прогони комарика», "Красим верхний заборчик", "Улыбка-трубочка-квадратик»", «Утиный клювик», «Раскатай тесто», "Желобок", "Красим нижний заборчик", «Покусывание боковых краев языка», «Лопаточка», «Горка», «Катушка».

     Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам, родители, большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом.

Можно использовать дома и другие интересные игровые способ укрепления артикуляционной моторики.

     

      Упражнения с шариком.

     Автор данной методики С.В. Коновалова (диаметр шарика 2 - 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел)

      1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

      2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

      3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

      4. Крутить шарик лакательными движениями языка.

      5. Язык - "Чашечка", цель - поймать шарик в "Чашечку".

      6. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.

      7. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

      8. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

 Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

     Упражнения с ложкой.

      1. Язык - "Лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

      2. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

      3. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

      4. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

      5. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

     6. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

      7. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

    

Игры с ватными шариками и бутылочками, свечками

      

«Воздушный футбол»

      Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).

      «Поющая бутылочка» Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

      Обратите внимание!

      1. Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.

      2. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

      «Свеча»

      Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

     «Фокус» («Снежинка на носу»)

     Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

     Усложнение:

     На кончик носа прикрепить кусочек кальки, ватки (1.5 см х 1,5 см) и сдуть его, при правильной воздушной струе он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно её слегка увлажнить (провести по кончику языка ребёнка).

     Обратите внимание!

      1. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх.

      2. Не сжимать язык зубами.

      3. Выдох плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков

   

«Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом).

      Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

 Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

     Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.

     Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

     Поднимите широкий язык к нёбу, прижать чупа-чупсом «грибок» к нёбу.

     Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

     В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.