ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ И
УПРАЖНЕНИЯ
ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ
«ВЕСНА»
Среди
важнейших задач развития детей старшего дошкольного возраста при подготовке к
школе является развитие связной речи. Связное высказывание свидетельствует,
насколько у ребёнка большой словарный запас, и одновременно оно отражает
уровень умственного развития.
Цель игр
и упражнений по развитию речи весной – это
совершенствование связной речи, закрепление знаний о признаках весны,
расширение словарного запаса, развитие словесно-логического мышления и
воображения, воспитание интереса к окружающему миру, любви к природе.
1.
«Расскажи, что происходит в природе
весной».
Взрослый
называет существительное, а ребенок рассказывает, что происходит с ним весной.
Например, «птицы» — прилетают перелетные птицы, все птицы начинают вить гнезда
и т.д.
2.
«Назови ласково».
Взрослый
называет слово, а задача ребенка изменить это слово на ласковое.
Солнце
– солнышко, дождь – дождик, сосулька – сосулечка, птица – птичка,
трава
– травка, лужа – лужица, проталина – проталинка.
3.
«Какой, какая, какое, какие».
Солнышко
(какое?) – яркое, весеннее, лучистое, теплое.
Травка
(какая?) – молодая, зеленая, первая.
Весна
(какая?) – долгожданная, ранняя, теплая, поздняя.
Небо
(какое?) – голубое, высокое, яркое.
Облака
(какие?) – легкие, белые, пушистые.
4.
«Продолжи предложение».
На
дереве гнездо, а на деревьях? (гнёзда)
На
ветке почка, а на ветках? (почки)
Поет
птица, а поют? (птицы)
Сосулька
капает, а сосульки? (капают)
Подснежник
красивый, а подснежники? (красивые)
Бежит
ручей, а бегут? (ручьи)
5.
«Составить короткий рассказ о
весне».
Какое
время года наступило? Назови весенние месяцы. Какое солнце весной? Что
происходит весной со снегом? Что происходит с деревьями, травой и цветами
весной? Что происходит с птицами и животными?
Какой
труд выполняют люди весной? Нравится ли тебе весна? Почему?
6.
«Бывает или нет».
Взрослый
называет признаки весны, а ребенок хлопает в ладоши если это бывает весной.
Воробьи возвращаются из жарких стран. Птицы вьют гнезда. На деревьях
распускаются почки. Птицы улетают в теплые края. Листья желтеют и опадают.
Листья распускаются. Расцветают цветы. На реке тает лед. Солнышко светит все
ярче. Сильный мороз.
7.
«Назови одним словом».
Цветок,
распускающийся сразу после таяния снега. – Подснежник.
Место,
где стаял снег и открылась земля. — Проталина
Теплая
погода с таянием снега, льда. – Оттепель.
Первый
цветок, появившийся ранней весной. – Первоцвет.
Падение
капель оттаявшего снега. — Капель.
8.
Стихи про весну.
Где
ты, солнышко,
проснись!
— Сосулька, сосулька,
Где
ты, скворушка,
вернись!
Скажи мне, о чем
Сыпать
снег зима
устала.
Ты плачешь так горько
Кап,
кап, кап! Весна
настала!
Под нашим окном?
Е.
Карганова.
Сказала
сосулька,
Сквозь
слезы вздыхая:
По
весне набухли
почки
— Я плачу о том,
И
проклюнулись
листочки.
Что на солнышке таю.
Посмотри
на ветки клена-
Н.
Красильников
Сколько
носиков зеленых!
Т.
Дмитриев
Если снег повсюду тает,
День
становится длинней,
Если
все зазеленело
К
нам весна шагает быстрыми шагами. И в полях звенит ручей,
И
сугробы тают под ее
ногами.
Если солнце ярче светит,
Черные
проталины на полях видны.
Если птицам не до сна,
Верно,
очень теплые ноги у
весны. Если
стал теплее ветер,
И.
Токмакова.
Значит к нам пришла весна!
Е.Карганова.
Игры
со звуками, буквами и словами
Назвать
первый звук в словах: разлив, почка, май, лужа, грязь. Как
называются эти звуки? (Согласные твердые звуки.) Назвать последний звук в
словах: сирень, грязь, капель. Как называются эти звуки? (Согласные
мягкие звуки.) Какой последний звук слышится в словах: лужа, тепло,
ручьи, льдины? Как называются эти звуки? (Гласные звуки.)
Назвать
пять слов, связанных со словом весна, в которых есть звук л’. (Ледоход, льдина,
прилет, разлив, капель.)
Назвать
слова, относящиеся к весне, в которых есть звуки р, р’. (Трава, ручей,
пробуждение, проталина, грязь, апрель.)
Какого
звука не хватает в словах …арт (м), …прель (а), …ай (м)?
Заменить
в словах кочка, куча, десна первый звук. Какие новые слова
получатся? (Почка, туча, весна.)