Тема: «Транспорт»
Дети должны
усвоить: виды транспорта: наземный, водный, воздушный,
подземный, космический; пассажирский, грузовой, специальный. Назначение разных
видов транспорта; части автомобиля; кто управляет транспортом; правила
дорожного движения.
Лексика
Словарь ребенка должен включать слова: названия
всех видов транспорта; руль, педали; пилот, водитель, стюардесса, механик,
капитан, контролер, радист, штурман; железнодорожный, водный, подземный,
воздушный, космический.
Игры и упражнения для развития речи:
1.Упражнение «Подбери словечко»:
Машина
– какая? Что делает? Самолет – какой? Что делает? (не менее 3-4 прилагательных
и глаголов)
2. «Из чего сделано?» (образование
относительных прилагательных)
Иллюминатор из стекла – стеклянный.
Шины из резины - … Фара из стекла - …
Кабина из металла – … Кузов из железа - …
3.Упражнение «Один – много».
Автомобиль
– автомобили, троллейбус – троллейбусы.
Изменить
таким образом слова: трамвай, поезд, самолет, лодка, катер, воздушный шар,
грузовик, автобус.
4. «Сколько их?» (согласование
числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Одна машина, две машины, пять машин.
(корабль, трактор, самолет, поезд, лодка, автобус, трамвай, троллейбус,
самосвал, руль, педаль, крыло, багажник, колесо.)
5. «Подбери слово» (подбор антонимов, усвоение глаголов с разными
приставками)
Грузовик подъехал к
дому, а потом …(отъехал)
Грузовик въехал на
горку, а потом …(съехал)
Грузовик заехал в
гараж, а потом …(выехал)
Грузовик укатил, а потом
…(прикатил)
Грузовик уехал, а потом …(приехал)
Грузовик отъехал, а
потом…(приехал)
6. «Закончи предложение» (образование сравнительной степени
прилагательных)
Самолет
летит высоко, а ракета …(выше)
Самолет летит далеко, а ракета…(дальше)
Самолет летит быстро, а ракета …(быстрее)
Самолет мощный, а ракета…(мощнее)
Самолет большой, а ракета …(больше)
Самолет тяжелый, а ракета …(тяжелее).
Самолет просторный, а ракета …(просторнее)
Самолет длинный, а ракета …(длиннее)
7. «Составь предложение» (составление предложений с
предлогом «над» по двум опорным
словам)
Самолет,
лес. (Самолет летит над лесом)
Вертолет, дом. Аэроплан, деревня.
Ракета, земля. Самолет, облака.
Вертолет, поле.
8.Упражнение «Кто чем управляет?»
Автобусом управляет …(водитель); грузовиком управляет…
(шофер), поездом управляет …(машинист); самолетом управляет…(летчик); кораблем управляет …(капитан); мотоциклом управляет …(мотоциклист); велосипедом управляет …(велосипедист); ракетой управляет …(космонавт).
9 . «Составь предложение правильно»: из отдельных слов
составить предложения:
Машина,
ехать, дорога. – Машина едет по дороге.
Самолет, небо, летит, высоко.
Большой, волны, корабль, плывет.
Шоссе, автомобиль, мчится.
Магазин, около, мотоцикл, остановился.
Едет, тропинка, велосипедист.
10.Связная
речь
Составление рассказа о каком – либо виде транспорта по плану:
1.Название транспорта 2.К какому виду транспорта относится? 3.Какого цвета? 4.Какой величины? 5. Из каких частей состоит? 6.Кто им управляет? 7. Как используется людьми?