пятница, 29 января 2021 г.

Лексическая тема:Транспорт



 

Тема: «Транспорт»


Дети должны усвоить: виды транспорта: наземный, водный, воздушный, подземный, космический; пассажирский, грузовой, специальный. Назначение разных видов транспорта; части автомобиля; кто управляет транспортом; правила дорожного движения.

Лексика

Словарь ребенка должен включать слова: названия всех видов транспорта; руль, педали; пилот, водитель, стюардесса, механик, капитан, контролер, радист, штурман; железнодорожный, водный, подземный, воздушный, космический.

Игры и упражнения для развития речи:

1.Упражнение «Подбери словечко»: 

Машина – какая? Что делает? Самолет – какой? Что делает? (не менее 3-4 прилагательных и глаголов)

2. «Из чего сделано?» (образование относительных прилагательных)
Иллюминатор из стекла – стеклянный.
Шины из резины - … Фара из стекла - …
Кабина из металла – … Кузов из железа - …

3.Упражнение «Один – много».

Автомобиль – автомобили, троллейбус – троллейбусы.

Изменить таким образом слова: трамвай, поезд, самолет, лодка, катер, воздушный шар, грузовик, автобус.

4. «Сколько их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Одна машина, две машины, пять машин.
(корабль, трактор, самолет, поезд, лодка, автобус, трамвай, троллейбус, самосвал, руль, педаль, крыло, багажник, колесо.)

5. «Подбери слово» (подбор антонимов, усвоение глаголов с разными приставками)
Грузовик подъехал к дому, а потом …(отъехал)
Грузовик въехал на горку, а потом …(съехал)
Грузовик заехал в гараж, а потом …(выехал)
Грузовик укатил, а потом …(прикатил)
Грузовик уехал, а потом …(приехал)
Грузовик отъехал, а потом…(приехал)

6. «Закончи предложение» (образование сравнительной степени прилагательных)
Самолет летит высоко, а ракета …(выше)
Самолет летит далеко, а ракета…(дальше)
Самолет летит быстро, а ракета …(быстрее)
Самолет мощный, а ракета…(мощнее)
Самолет большой, а ракета …(больше)
Самолет тяжелый, а ракета …(тяжелее).
Самолет просторный, а ракета …(просторнее)
Самолет длинный, а ракета …(длиннее)

7. «Составь предложение» (составление предложений с предлогом «над» по двум опорным словам)
Самолет, лес. (Самолет летит над лесом)
Вертолет, дом. Аэроплан, деревня.
Ракета, земля. Самолет, облака.
Вертолет, поле.
8.Упражнение «Кто чем управляет?»

Автобусом управляет …(водитель); грузовиком управляет… (шофер), поездом управляет …(машинист); самолетом управляет…(летчик); кораблем управляет …(капитан); мотоциклом управляет …(мотоциклист); велосипедом управляет …(велосипедист); ракетой управляет …(космонавт).

9 . «Составь предложение правильно»: из отдельных слов составить предложения:

Машина, ехать, дорога. – Машина едет по дороге.
Самолет, небо, летит, высоко.
Большой, волны, корабль, плывет.
Шоссе, автомобиль, мчится.
Магазин, около, мотоцикл, остановился.
Едет, тропинка, велосипедист.

10.Связная речь

Составление рассказа о каком – либо виде транспорта по плану:
1.Название транспорта 2.К какому виду транспорта относится? 3.Какого цвета? 4.Какой величины? 5. Из каких частей состоит? 6.Кто им управляет? 7. Как используется людьми?