воскресенье, 19 сентября 2021 г.

Лексическая тема: Грибы и ягоды

 

                                                         ГРИБЫ И ЯГОДЫ

Родителям рекомендуется:

-проверить, помнит ли ваш ребенок названия грибов и лесных ягод?  Боровик, подосиновик, подберезовик, моховик, масленок, волнушка, сыроежка, лисичка, рыжик, груздь…Малина, черника, голубика, брусника, морошка, рябина, клюква, земляника, ежевика…

-что мухомор — ядовитый гриб? Знает ли другие ядовитые грибы? (Бледная поганка, желчный гриб, ложный опенок.)

-по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут грибы и ягоды, и что можно делать с грибами и ягодами (жарить, солить, мариновать, варить, сушить, мыть, собирать, искать…). 
1. «Скажи, какой? какая?» (подбор однородных прилагательных к существительным)

Брусника какая? –... Красная, кислая, мелкая.

Малина какая? –…Розовая, крупная, сладкая, сочная.

Черника какая? –…..Синяя, сладкая, мелкая.

Мухомор какой? – Красивый, опасный, ядовитый, пятнистый
2. «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа)

гриб – нет гриба ягода – нет ягоды лукошко – нет лукошка

ножка – нет ножки гроздь – нет грозди шляпка – нет шляпки

3. «Один – много»

подосиновик – подосиновики – подосиновиков сыроежка – сыроежки  сыроежек

подберезовик – подберёзовики – подберёзовиков лисичка – лисички – лисичек
4. «Назови ласково»:

ягода – ягодка гриб – грибок, грибочек куст – кустик

малина – малинка земляника – земляничка        черника – черничка

клюква – клюковка корзина – корзинка поляна – полянка

5. «Что приготовим» образование относительных прилагательных от существительных

Варенье из малины – Малиновое варенье Джем из брусники – Брусничный джем

Чай из земляники – Земляничный чай Компот из черники – Черничный компот

Морс из морошки – Морошковый морс Повидло из ежевики – Ежевичное повидло

Пюре из клюквы – Клюквенное пюре Кисель из ягод – Ягодный кисель

Суп из грибов – Грибной суп Икра из грибов – Грибная икра

6. Прослушай текст. Ответь на вопросы полными предложениями.

«Клюква»

Кислая клюква растет на болоте. Кто не видел, как растет клюква, может ходить по ней и не видеть ее. Черника растет – ее видишь: рядом с листиком ягоды. Их так много, что место синеет. Голубика растет кустиком. В глухих местах встречается и костяника – красная ягода кисточкой, кислая. Единственная ягода у нас клюква невидима сверху.
• Как растет клюква?

• Какие еще ягоды растут в лесу

• Какая ягода невидима сверху?

Особенности речевого развития детей 4-5 лет

 

Особенности речи детей 4-5 лет



У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение  некоторых звуков.

 На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. Особенно, если раньше работа по развитию фонематического (звукового) восприятия проводилась в детском саду воспитателем.

         Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый). Начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.). Появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты). 

Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало.

          Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.

Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная.       

Необходимо ежедневно читать ребенку книги, учить больше стихов.