Особенности речи детей 4-5 лет
У
ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в речевом развитии. Речь
его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает
устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать
ответы взрослых.
Значительно улучшается
звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко
наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят
шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение
всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое
произношение некоторых звуков.
На пятом году жизни ребенок
способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово
на заданный звук. Особенно, если раньше работа по развитию фонематического
(звукового) восприятия проводилась в детском саду воспитателем.
Если
в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это
дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей
чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения
признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют
дополнительные (голубой, темный, оранжевый). Начинают появляться
притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова,
указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны
(железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги
(из-под, около и др.). Появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель,
овощи, фрукты).
Свое
высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений,
сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё
еще мало.
Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст
прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно
без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.
Чем
старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие
оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не
быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная.
Необходимо
ежедневно читать ребенку книги, учить больше стихов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий