четверг, 16 мая 2024 г.

Задания по речевому развитию для детей старшей группы на летний период

 

Страничка для родителей:

Задания на лето для детей старшей группы

Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.

Важно помнить, что сформированные в течение года навыки за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться».

В летний период можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.

1. Обобщающие слова:

Задания:  а) назови одним общим словом

б) Какую обувь (одежду и т.д.) ты знаешь?

Материал: Одежда: свитер, платье, костюм, шорты, юбка, колготки и т.д.; Обувь: тапки, сапоги, кроссовки, туфли, валенки, ботинки и т.д.; Посуда: кастрюля, сковорода, тарелка, блюдце, вилка, чашка и т.д.. Грибы: мухомор, лисичка, подосиновик, подберезовик и т.д.; Овощи: картофель, помидор, репа, лук и т.д.; Фрукты: яблоко, апельсин, груша, персик и т.д.; Цветы: тюльпан, роза, гвоздика,   одуванчик, ромашка и т.д.; Деревья: липа, береза, тополь, осина, дуб и т.д. Инструменты: пила, топор, отвертка, дрель, лопата и т.д.; Материалы: дерево, железо, пластмасса, бумага и т.д.; Профессии: повар, плотник, водитель, врач и т.д.; Животные: кошка, собака, волк, лиса, еж и т.д.; Птицы: снегирь, синица, журавль, утка, гусь и т.д.; Мебель: кровать, стол, тумбочка шкаф и т.д.; Бытовые приборы: холодильник, утюг, стиральная машина, пылесос, миксер и т.д.; Транспорт: велосипед, автобус, поезд, вертолет и т.д. Насекомые: бабочка, паук, кузнечик, оса, пчела и т.д.; Рыбы: щука, ерш, сом, судак, акула, скат и т.д.; Времена года: зима, весна, лето, осень; Месяцы: январь, февраль, март, апрель, май и т.д.

2. Слова антонимы:
Задание: а) скажи наоборот;

 б) что может быть длинным, горьким и т.д.? А коротким (сладким и т.д.)?

Материал:

Большой - маленький

Длинный - короткий

Высокий - низкий

Широкий - узкий

Толстый - тонкий

Веселый - грустный

Здоровый - больной

Чистый - грязный

Горький - сладкий

Сухой - мокрый

Прямой - кривой

Сытый - голодный

Острый - тупой

Полный - пустой

Твердый - мягкий

Новый - старый

Холодный - горячий

Светло - темно

Быстро - медленно

Мало - много

Тяжело - легко

Близко - далеко

 

3. Притяжательные прилагательные

Задания: Чья морда? Чьи уши? Чей хвост?

Материал:

У волка - волчья, волчьи, волчий

У зайца - заячья, заячьи, заячий

У белки - беличья, беличьи, беличий

У собаки - собачья, собачьи, собачий

У кошки - кошачья, кошачьи, кошачий

У медведя - медвежья, медвежьи, медвежий

У лисы - лисья, лисьи, лисий

У козы - козья, козьи, козий

У коровы - коровья, коровьи, коровий

У лошади - лошадиная, лошадиные, лошадиный

У оленя - оленья, оленьи, олений

И т.п.

4. Относительные прилагательные

Задания: Какая? Какой?

Материал:

Ручка из пластмассы - пластмассовая

Матрешка из дерева - деревянная

Сумка из кожи - кожаная

Стакан из стекла - стеклянный

Шуба из меха - меховая

Гвоздь из железа - железный

Ложка из металла - металлическая

Самолетик из бумаги - бумажный

Рубашка изо льна - льняная

Платье из шелка - шелковое

Носки из шерсти - шерстяные

Сапоги из резины - резиновые

Сироп из яблок - яблочный

Компот из клубники - клубничный

Сок из клюквы - клюквенный

Варенье из вишни – вишневое

И т.п.

5 Упражнения для автоматизации звуков. Добивайтесь правильного произношения поставленных логопедом звуков. Звуки могут «потеряться», и необходимо будет начинать работу по их постановке зано-во (смотрите индивидуальные тетради)

6. Упражнения для развития фонематических процессов

1. Услышишь слово с заданным звуком (например, со звуком С) - хлопни (вата, сом, нос, зуб, бинт,…)

2. Выделить гласный звук, стоящий в начале слова. Например, какой первый звук в слове ААААня? – А. Ууууууутка? – У и т.д.

3. Выделить гласный звук, стоящий в конце слова. Например, какой последний звук в слове усыыы? – Ы.

4. Выделить согласный звук, стоящий в конце слова. Например, какой последний звук в слове маК (последний звук К выделяем голосом, произносим громче)? – К.

5. Составить слова из заданного количества звуков (Послушай какое слово получилось? К, О, Т – Кот.

6. Определение количества слогов в слове (хлопками). Сколько слогов в слове «мо-ло-ток»? - 3

7. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. Какое слово получится из слогов: го, ло, ва? - Голова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий