Лексическая тема: "Перелетные птицы"
1.Расскажите детям о перелетных птицах.
Перелетные птицы
- это те птицы, которые поздней осенью и зимой не находят для себя корма и
улетают в теплые края, где много корма.
Улетают
от нас насекомоядные, болотные и водоплавающие птицы. А почему?
Скворец,
грач, кукушка и другие насекомоядные птицы питаются насекомыми. Осенью
насекомые прячутся в кору деревьев, зарываются в землю, находят укромные
местечки и там зимуют. Птицы не могут отыскать насекомых, им становятся
голодно, холодно; они улетают.
Болотные
и водоплавающие птицы питаются мелкими рыбками, лягушками, водными насекомыми.
Осенью холодно - лягушки и водные насекомые впадают в спячку. Зимой вода
превращается в лед - до рыбешек птицам не добраться.
Аисты
улетают вереницей - верёвочкой. Шеренгой, прямым фронтом или поперечным рядом
летят цапли, утки. Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие
крупные птицы. Гуси чаще всего летят косяком
Ласточки
и скворцы улетают стаей. Скученной стаей летят дрозды и другие мелкие птицы. А
кукушки улетают поодиночке.
А
весной, когда станет тепло и появятся насекомые, перелётные птицы возвратятся к
нам обратно.
Существительные: птица,
лебедь, скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей, жаворонок, утка, цапля,
ласточка, гусь (дикий), дрозд; стая, косяк, клин, вереница, поодиночке, лес, гнездо, дерево, юг, корм, насекомые,
червячки, гусеницы, ягоды скворечник, птенцы.
Глагольный словарь:
щебетать,
куковать, каркать, заливаться, щелкать, летать, улетать, прилетать, перелетать,
возвращаться, подлетать, вылетать,
ходить, прыгать, махать, клевать, плавать, нырять.
Прилагательные: дикие, перелетные, водоплавающие, болотные, насекомоядные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, звонкие, заботливые; большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, дальние, красивое, длинноногий, дикий (гусь, утка), проворный, голосистый; журавлиный, утиный, гусиный (косяк), лебединая (песня).
2. Назвать и показать части тела птицы: голова, туловище, лапы, хвост, крылья, клюв, шея. Чем покрыто тело у птицы? (перья и пух).
3. Игра «Добавь слово».
У
человека квартира, а у птицы … гнездо.
У
зверей шерсть, а у птицы … перья.
У
человека нос, а у птицы … клюв.
У
человека руки, а у птицы … крылья.
У человека ребенок, а у птицы … птенец.
4. «Подбери слова-действия» (Сделайте
вместе с ребенком птичку из бумаги и нарисуйте гнездо).
Поиграйте
в такую игру: птичка к гнезду (что сделала?) …подлетела.
Птичка
из гнезда (что сделала?) …улетела; вылетела.
Птичка в гнездо (что сделала?)…залетела; влетела; прилетела.
5. «Какой, какая?»
Подбери признаки (не менее трех признаков):
Ласточка
какая?-..(маленькая, чёрная, быстрая, проворная, быстрокрылая).
Аист
какой?-…(белый, большой, красивый)
Грач
какой?-…(чёрный, крупный)
Кукушка
какая?-…(хитрая, пестрая)
Лебедь
какой?-…(белый, крупный, благородный)
Скворец
какой?-…(пёстрый, заботливый)
Соловей какой?-…(маленький, голосистый)
6.«Чем питаются птицы?» (полный
ответ).
Птицы питаются червяками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами).
7.Грамматические упражнения: (грамматический
строй речи).
«Назови детёныша птицы»
У
кукушки – кукушонок У журавля - журавлёнок
У
скворца - скворчонок У лебедя - лебеденок
У
утки - утенок У
аиста - аистенок
У щегла – щеглёнок У гуся – гусёнок
«Чьи крылья?»
у
журавля – журавлиные у гуся -
…
у грача - … у соловья - …
Упражнение «Назови ласково»
( образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
крыло
– крылышко крылья – крылышки птенец – птенчик
перо
– перышко голова – головка шея
– шейка
ноги
– ножки лапы
– лапки клюв – клювик
глаз
– глазик глаза – глазки птенец – птенчик
хвост
– хвостик гнездо
– гнездышко кукушка – кукушечка
журавль – журавлик
Упражнение «Один — много» (употребление
существительных множественного числа в родительном падеже).
Одна
птица, а много… (птиц). Один
птенец, а много (птенцов).
Одно
гнездо, а много (гнёзд). Один
грач, а много…(грачей).
Один
лебедь, а много…(лебедей). Одна утка, а много…(уток).
Один
жаворонок, а много… (жаворонков). Один
гусь, а много…(гусей).
Один скворец, а много… (скворцов).
Игра «Сосчитай»
(согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже):
Одна
ласточка, две ласточки, пять ласточек.
Один
соловей — два соловья — пять соловьев
одна
кукушка — две кукушки — пять кукушек
один скворец – два скворца – пять скворцов
Д/игра «Кто лишний и почему?»
-Ласточка,
кукушка, попугай, соловей
-Журавль, аист, цапля, курица
Составь предложение из слов:
Скворец
, тёплые края, прилетать.
Гнездо,
высиживать, грач, птенцы.
Червяк,
ласточка, птенцы, принести, голодные.
Небо,
летать, кричать, журавль, большой.
Болото,
утки, крякать, громко.
Лебеди, стая, пруд, плавать, красивые.
Выучите стихотворение вместе с
детьми:
Птицы
на юг улетели:
Гуси,
грачи, журавли…
Вот
уж последняя стая
Крыльями
машет вдали.
И.Ивенсен
Комментариев нет:
Отправить комментарий