четверг, 22 октября 2020 г.

 

Лексическая тема: "Перелетные птицы"

1.Расскажите детям о перелетных птицах.

Перелетные птицы - это те птицы, которые поздней осенью и зимой не находят для себя корма и улетают в теплые края, где много корма.

Улетают от нас насекомоядные, болотные и водоплавающие птицы. А почему?

Скворец, грач, кукушка и другие насекомоядные птицы питаются насекомыми. Осенью насекомые прячутся в кору деревьев, зарываются в землю, находят укромные местечки и там зимуют. Птицы не могут отыскать насекомых, им становятся голодно, холодно; они улетают.

Болотные и водоплавающие птицы питаются мелкими рыбками, лягушками, водными насекомыми. Осенью холодно - лягушки и водные насекомые впадают в спячку. Зимой вода превращается в лед - до рыбешек птицам не добраться.

Аисты улетают вереницей - верёвочкой. Шеренгой, прямым фронтом или поперечным рядом летят цапли, утки. Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы. Гуси чаще всего летят косяком

Ласточки и скворцы улетают стаей. Скученной стаей летят дрозды и другие мелкие птицы. А кукушки улетают поодиночке.

А весной, когда станет тепло и появятся насекомые, перелётные птицы возвратятся к нам обратно.

 Обогащение и уточнение словаря:

Существительные:  птица, лебедь, скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей, жаворонок, утка, цапля, ласточка, гусь (дикий), дрозд; стая, косяк, клин, вереница, поодиночке,  лес, гнездо, дерево, юг, корм, насекомые, червячки, гусеницы, ягоды скворечник, птенцы.

Глагольный словарь: щебетать, куковать, каркать, заливаться, щелкать, летать, улетать, прилетать, перелетать, возвращаться, подлетать, вылетать,  ходить, прыгать, махать, клевать, плавать, нырять.

Прилагательные:  дикие, перелетные, водоплавающие, болотные, насекомоядные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, звонкие, заботливые; большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, дальние, красивое, длинноногий, дикий (гусь, утка), проворный, голосистый; журавлиный, утиный, гусиный (косяк), лебединая (песня).

2. Назвать и показать части тела птицы: голова, туловище, лапы, хвост, крылья, клюв, шея. Чем покрыто тело у птицы? (перья и пух).

3. Игра  «Добавь слово».

У человека квартира, а у птицы … гнездо.

У зверей шерсть, а у птицы … перья.

У человека нос, а у птицы … клюв.

У человека руки, а у птицы … крылья.

У человека ребенок, а у птицы … птенец.

4. «Подбери слова-действия» (Сделайте вместе с ребенком птичку из бумаги и нарисуйте гнездо).

Поиграйте в такую игру: птичка к гнезду (что сделала?) …подлетела.

Птичка из гнезда (что сделала?) …улетела; вылетела.

Птичка в гнездо (что сделала?)…залетела; влетела; прилетела.

5. «Какой, какая?» Подбери признаки (не менее трех признаков):

Ласточка какая?-..(маленькая, чёрная, быстрая, проворная, быстрокрылая).

Аист какой?-…(белый, большой, красивый)

Грач какой?-…(чёрный, крупный)

Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)

Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)

Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)

Соловей какой?-…(маленький, голосистый)

6.«Чем питаются птицы?» (полный ответ).

Птицы питаются червяками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами).

7.Грамматические упражнения: (грамматический строй речи).

«Назови детёныша  птицы»

У кукушки – кукушонок        У журавля  - журавлёнок

У скворца  - скворчонок         У лебедя  - лебеденок

У утки - утенок                        У аиста - аистенок

У щегла – щеглёнок                У гуся – гусёнок

«Чьи крылья?»

у журавля – журавлиные            у гуся - …

у грача - …                                   у соловья - …

Упражнение  «Назови ласково» ( образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

крыло – крылышко   крылья – крылышки       птенец – птенчик

перо – перышко         голова – головка             шея – шейка       

ноги – ножки              лапы – лапки                   клюв – клювик       

глаз – глазик               глаза – глазки                  птенец – птенчик

хвост – хвостик          гнездо – гнездышко        кукушка – кукушечка

журавль – журавлик

Упражнение «Один — много» (употребление существительных множественного числа в родительном падеже).

Одна птица, а много…  (птиц).                       Один птенец, а много (птенцов).

Одно гнездо, а много (гнёзд).                          Один грач, а много…(грачей).

Один лебедь, а много…(лебедей).                  Одна утка, а много…(уток).

Один жаворонок, а много… (жаворонков).   Один гусь, а много…(гусей).

Один скворец, а много… (скворцов).

Игра «Сосчитай» (согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже):

Одна ласточка, две ласточки, пять ласточек.

Один соловей — два соловья — пять соловьев

одна кукушка — две кукушки — пять кукушек

один скворец – два скворца – пять скворцов

Д/игра «Кто лишний и почему?»

-Ласточка, кукушка, попугай, соловей

-Журавль, аист, цапля, курица

Составь предложение из слов:

Скворец , тёплые края, прилетать.

Гнездо, высиживать, грач, птенцы.

Червяк, ласточка, птенцы, принести, голодные.

Небо, летать, кричать, журавль, большой.

Болото, утки, крякать, громко.

Лебеди, стая, пруд, плавать, красивые.

Выучите стихотворение вместе с детьми:

Птицы на юг улетели:

Гуси, грачи, журавли…

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

И.Ивенсен

Комментариев нет:

Отправить комментарий